Preload
Предварительная нагрузка, негативный ход. Настройка амортизационной вилки, характеризующая жёсткость пружины.
Нормальная величина предварительной нагрузки должна составлять примерно 10% от всего хода вилки. Регулировать данный параметр имеет смысл при значительно отличающихся стилях катания. В походных условиях вилка накачивается до нормальной величины, при более экстремальном катании можно немного перекачать, чтобы предотвратить пробой. Для велосипедистов с небольшим весом можно её немного расслабить, чтобы не создавался эффект полного отсутствия амортизации.
Практически во всех пружинных
Предварительная нагрузка регулируется либо внешним регулятором, либо заменой пружин.
Rebound
Отбой, отскок. Довольно часто используемая регулировка вилки, особенно если кататься в разных стилях по разным типам дорог. На асфальте имеет смысл закручивать отбой, чтобы вилка не создавала лишних вибраций, а на грунтовых дорогах и пересечённой местности — наоборот, откручивать, чтобы вилка быстрее отрабатывала неровности.
В связи с этим, нельзя не отметить технологические достижения компании Marzocchi — системы SSV (speed sensitive valve — чувствительные к скорости жиклеры, 5 контуров жиклеров), SSVF (speed sensitive valve floating 5 контуров статичных и 2 контура плавающих) и HSCV (high speed compression valving, 10 контуров). Суть этих систем в динамическом модулировании скорости отбоя
SSV появилась относительно давно, но для своего времени это была очень прогрессивная система, избавляющая от необходимости крутить винтики на вилке. В 2002 году появились системы SSVF и HSCV, кардинально отличающеся от SSV. Вилки с этими системами стали еще более чувствительны к дорожным условиям.
Отбой регулируется (если такая возможность предусмотрена производителем) либо снаружи вилки, либо внутри. В последнем случае для его регулировки требуется частичная разборка вилки (открутить крышки).
Весьма редко встречающаяся регулировка амортизационной вилки, хотя и полезная. Иногда действительно хочется замедлить именно скорость сжатия, а не отбой.
Low-speed compression
Низсоскоростное сжатие. Данной настройкой можно управлять способностью вилки обрабатывать мелкие неровности, а также насколько вилка будет прожиматься при торможении. Увеличение значения низкоскоростного сжатия делает вилку менее отзывчивой — она перестаёт легко реагировать на мелкие неровности, но при этом меньше утапливается при торможении и подпрыгивает на подъёмах. Уменьшая значение низкоскоростной компрессии, увеличивается ощущение мягкости работы вилки (сленг. — «плюшевости»), но в ущерб большому ходу при торможении и на подъёмах.
High-speed compression
Высокосоростное сжатие. Обычно находится в полностью закрытом положении. Открытие клапанов высокоскоростного сжатия позволяет получить больший ход вилки и таким образом поглощать более сильные удары без пробоя. Слишком большое значение высокоскоростного сжатия приводит к тому, что вилка становится более жёсткой на средних неровностях. Слишком маленькое значение увеличит ход вилки для того, чтобы хорошо отрабатывать средние и крупные неровности.
Extension Control
Регулировка длины хода вилки. Еще одна технология, успешно внедренная в серийное производство фирмой Marzocchi, а с 2002 года нечто подобное сделала и Rock Shox. Суть заключается в блокировании хода вилки, что очень нужно в момент преодолевания крутых подъёмов, а также при силовом педалировании. При езде по асфальту весьма полезна возможность заблокировать вилку в сжатом состоянии. Обычно эта система ставится на вилки с ходом 130 мм, однако в 2002 году Marzocchi установила ее и на вилки с ходом 100 мм (MXC ECC,
Позже компания Marzocchi пошла еще дальше, сделав трёхпозиционную систему ECC для своей топовой кросскантрийной вилки Marathon S. В первом положении — ход 100 мм, нормальный отбой и сжатие; во втором — ход 100 мм, замедленное сжатие и отбой; в третьем — вилка полностью заблокирована в сжатом состоянии.
С 2003 года у Marzocchi используется система
Помимо всего этого, многие вилки можно «разгонять» или «сгонять» путем замены пружин и картриджей. Например из вилки ходом 100 мм можно сделать как 80 мм, так и 120 мм.
Positive spring
Пружина, работающая на сжатие, оказывает сопротивление ударам, а также возвращает вилку в её исходное положение после поглощения удара.
На вилках со стальной пружиной сжатия, её регулировочная ручка располагается в верхней части ноги.
На воздушных вилках пружина регулируется давлением воздуха (накачивается при помощи насоса).
Если пружина на сжатие настроена слишком мягко, в состоянии покоя, под воздействием массы велосипедиста вилка будет продавливаться слишком глубоко и легко пробиваться до упора. Слишком жёсткая настройка будет хуже обрабатывать мелкие неровности и при этом не удастся воспользоваться полным ходом вилки.
Negative spring
Пружина, работающая на отбой, отвечает за верхнюю часть хода вилки, работая на сопротивление пружине сжатия, и делает вилку более чувствительной к небольшим неровностям. В определённой точке хода вилки пружина отбоя практически не задействуется, позволяя амортизатору повышать упругость для сопротивления пробою.
Чрезмерное давление пружины отбоя позволит вилке, в состоянии покоя, под воздействием массы велосипедиста продавливаться слишком глубоко и легко пробиваться до упора. При слишком небольшом давлении вилка будет прередавать вибрацию малейших неровностей.
У воздушных вилок компании Rock Shox с системой Dual Air регулировка давления воздуха пружины отбоя находится на внешней стороне. У вилок других производителей со стальными пружнами данная регулировка производится путём замены самой пружины или изменением положения крепления пружины.